Как повысить интеллект и способности?

В предыдущей статье у нас шёл разговор о том, что неверно поставленный учебный процесс может сыграть с нами злую шутку: вместо того, чтобы повысить наши способности, привести нас к путанице или даже жизненному краху. А ведь желая обучиться, мы хотим повысить наши способности, решить проблемы, а не найти новые.

На образование тратятся огромные средства. Посмотрим на главный город страны — здесь всё должно бы быть лучше, столица всё-же, не так ли? Итак, согласно городской целевой программе развития образования «Столичное образование — 5», рассчитанной на 2009−2011 годы, только в 2010-м году планируется потратить 52 259 845 тысяч рублей. Цель программы (цитата): «создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона». Другими словами, цель — что-то делать, но не достичь более высокого уровня грамотности людей. И это лишнее подтверждение тому, что действующего решения для повышения уровня образования, уровня знаний в существующей системе образования, к сожалению, нет.

Многие очень надеются на то, что обеспечение учебного процесса компьютерами способно изменить существующее положение дел (это отражено и в вышеупомянутой программе, об этом мы часто слышим с экранов телевизоров). В 1999—2002 годах агентство Образовательных Коммуникаций и Технологий Великобритании (British Educational Communications and Technology Agency) изучило результаты использования компьютеров и Интернета в 60 школах Англии. В отчете говорится, что повышения успеваемости учеников ни по одному предмету и ни для какого возраста не было обнаружено.

Иллюзию наличия образования поддерживают в нас проводимые в школах и на ТВ различные «интеллектуальные» игры. Но если посмотреть поближе, как такового интеллекта (то есть способности решать жизненные задачи) участники не демонстрируют. Ведь от них требуется знать названия и события, на скорость выдавать имена и даты, выделывать прочие фокусы с памятью. Это может быть хорошим тестом для проверки работоспособности компьютера, скорости работы электронной картотеки, но никак не способностей Человека — разумного, мыслящего существа, способного делать выводы и открытия, создавать новые механизмы и произведения искусства.

Какое-то время тому назад в передаче «Минута славы» выступали два мальчугана. Они демонстрировали гибкость и силу своих тел. Не секрет, что к спортсменам нередко относят поговорку «сила есть — ума не надо». Вероятно, чтобы опровергнуть её, ребята демонстрировали способность, которая, казалось бы, должна говорить о развитости ума: они передали жюри толстую книгу стихов и просили назвать любую страницу и строку в книге, а затем начинали цитировать стихотворение. В зале это вызывало бурю аплодисментов. Татьяна Толстая, находившаяся в жюри, задала парнишке вопрос: «А ты сам-то понимаешь, о чём тут говорится?», на что мальчишка с чистой искренней улыбкой на лице мгновенно ответил: «Не-а!».

Ужасно обидно, что столько сил потрачено лишь на то, чтобы превратить человека в ходячего робота, справочник, носитель информации (подобно жёсткому диску компьютера большого объёма), а не разумное мыслящее существо, способное понимать и использовать полученную информацию. Школа, которая оценивает только скорость и точность воспроизведения, не давая понимания, — отупляет, ведёт к деградации, заставляет поверить в существование интеллекта там, где его на самом деле нет.

Вот в чём секрет той странности, что можно наблюдать в жизни, когда бывшие троечники становятся со временем начальниками над теми, кто в школе имел успех. Отличник в школе, которым гордятся родители, поступает в институт, получает диплом и… не может устроиться и работать по специальности. Потому что не умеет делать то, чему «учился». А не умеет — потому что не понимает как. У него теория не согласуется с действительностью. Зато троечник может быть очень хорошо устроенным в жизни. Как в старом анекдоте: пожилая учительница математики встречает на улице своего ученика, который очень хорошо «упакован», и с удивлением спрашивает: «Петров, как тебе удалось так устроиться в жизни?!» — «Да вот, Марь Иванна, торгую сигаретами. За рубль покупаю, за два продаю, на эти два процента и живу».

Школа, изначально предназначенная для того, чтобы готовить молодых людей к жизни, очевидно, не способна подготовить молодых людей к жизни. Другими словами — не увеличивает понимание того, что же из себя представляет жизнь там, за окном.

Как вы себя чувствуете, если вы чего-то не понимаете? Глупыми и беспомощными. А если при этом вас начинают ругать, оказывать давление и принуждать делать те вещи, которые вы не понимаете, как нужно их делать и при этом вам не могут объяснить, зачем как их делать. Вас заставляют хорошо учиться, не объясняя — как?

Спросите любого взрослого, даже имеющего большой стаж преподавательской деятельности. «Занимайся прилежнее», «будь внимательнее», «хорошо отдыхай» — вот те «рецепты», которые существуют уже много столетий, но которые так и не привели к прогрессу в образовании. Эти рекомендации не дают ответ на вопрос, как же нам всё-таки понять, что написано в инструкции к прибору и научиться пользоваться этой техникой. Так происходит потеря веры в себя, за которой следует угасание интеллекта и потеря способностей. «Я не хочу даже думать (интеллект) и пробовать (способность)! У меня всё равно ничего не получится (падает самооценка).» И со временем в жизни накапливается всё больше таких убеждений.

Те, кто сдались и поверили, что настоящего решения проблемы в области образования не существует и появиться не может, часто ждут каких-то хитрых трюков или разрабатывают хитроумные методики, позволяющие натренировать человека решать задачи определённого вида или выполнять функции определённого типа: запоминать длинные формулы, ловко набрасывать велосипедную цепь, чтобы можно было ехать, или рассчитывать процент по кредиту. Или добывать уголь в шахте. Но если шахтёрский труд становится не нужен стране (работа опасная, пусть лучше её делают механизмы и роботы), тот, кто не умеет учиться, получает огромную проблему. Нужно переучиваться, овладевать другой специальностью, чтобы не стать безработным. А учиться никого никогда не учили.

Однако, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации, решение было найдено и может быть использовано для исправления и изменений к лучшему. Это решение называется «технология обучения». Эта технология используется центрами Прикладного Образования по всему миру. Она позволяет повысить способности, восстановить грамотность и поднять коэффициент интеллекта. И педагоги старой школы, когда узнают и испытывают технологию обучения, уже не торопятся возвращаться к старым методам. Зачем говорить ученику не имеющее особого смысла «занимайся прилежнее», если можно сделать совершенно конкретные шаги и понимание приходит на смену «тупости» и «неспособности»? Пройти двухгодичную программу средней школы за один год — нередкое явление в школах Прикладного Образования. Курс геометрии может занять всего 20 часов.

Технология обучения может быть использована в бизнесе. Когда вы добиваетесь понимания покупателями свойств и качеств вашего продукта, вы получаете интерес и внимание, люди начинают понимать разницу между хорошим и плохим продуктом или услугой. Кажется, наши предки знали это. В старой книге «Курс женских рукоделий» есть такие строки: «Женщине, в какое бы положение она ни была поставлена, всегда полезно знание шитья. Если она богата, и ей нет нужды заниматься шитьём, умея хорошо шить сама, она может отличить дурную работу от хорошей». В случае с бытовой техникой, например, важно понимать, что какая техническая характеристика обозначает — чтобы понимать, какую модель купить, какая прослужит дольше, смысл той низкой цены, которая указана на ценнике. Хорошее образование (если это действительно образование, а не набор фактов) окупается.

Технология обучения имеет две стороны применения: учительскую и ученическую. Они соответствуют тем задачам, которые стоят перед каждой из сторон: учитель должен качественно объяснить материал, а ученик — уметь воспринять, выделить главное и отсеять ложные данные (если встречается с ними), действительно понять материал, который изучает и быть способным действовать. Если же он всего этого не может — можно ли сказать, что он обучен? Вопрос риторический. Конечно, нет.

Технология обучения как нельзя лучше отвечает современным требованиям в том смысле, что каждый обучается самостоятельно. Инструктор, присутствующий в аудитории, лишь направляет и помогает изучить материал качественно и быстро. Наиболее известная и важная часть всей технологии обучения касается нахождения слов, которые не понимаете вы (когда обучаетесь сами) или тот, кто обучается. И главное — прояснения значений этих слов. Это то, чем должен владеть каждый человек. Ведь когда вы не понимаете хотя бы одно слово, вы не сможете понимать и действовать.

«Разница между сообразительным студентом, то есть таким, который учится очень, очень быстро, и тупым студентом, то есть таким, который учится очень, очень медленно, — это всего лишь разница между добросовестным и недобросовестным студентом.» — писал Л. Рон Хаббард. В разработанной им технологии обучения, описанной в таких базовых книгах, как «Учись учиться» и «Руководство по основам обучения» (откуда и взята эта цитата), несмотря на их небольшой объем, описаны причины и способы справиться с огромным количеством самых разных проблем, имеющихся в области обучения и образования.

Каждый может усвоить эту технологию, стать более способным, а также помочь стать более способным тем, кто его окружает. А от этого зависит насколько вы сможете справится с трудностями, возникающими на вашем жизненном пути. От этого зависит, насколько человек чувствует себя несчастным или счастливым.

Научитесь учиться. Преодолевайте любые проблемы, с которыми сталкиваетесь, учась у других или находя собственные решения и делясь ими с другими людьми, передавая свой опыт. И будьте счастливы!

Елена Бабичева, сотрудник АНО «Прикладное Образование СНГ»


21:12 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как я стала шлюхой. Часть 2

Как я стала шлюхой. Часть 2

Прошло более недели. Мы часто созванивались с Пашей. Подолгу разговаривали на разные темы. Мне очень нравилось с ним общаться. Всё было так непринуждённо и классно. А наш секс по скайпу и по телефону ...
Чем пластиковое окно лучше и как продлить срок его службы?

Чем пластиковое окно лучше и как продлить срок его с...

Если раньше наличие пластиковых окон говорило о престиже, то сейчас практически любой может себе позволить облагородить облик квартиры путем замены старой деревянной рамы на новое пластиковое окно. В ...
Пляжная мода для женщин

Пляжная мода для женщин

Пляжная мода для женщин - это всегда яркость и большое количество вариантов выбора. Расцветка может быть подобрана тобой абсолютно любая, так как строгих правил или основных тенденций придерживаться т...
Все мессенджеры находятся на одном сайте

Все мессенджеры находятся на одном сайте

Ныне в интернете есть возможность без сложностей вести разговор с другими людьми. Кроме того, не имеет значения где находится пользователь, он в любое время может отыскать собеседника, а быть может и ...
Аренда квартир в одессе. Отдыхайте с удовольствием.

Аренда квартир в одессе. Отдыхайте с удовольствием.

Осуществление всевозможного рода мероприятий в собственном доме, хоть будет то свадьба или деловые встречи, традиционно особенно плохо могут восприниматься владельцами жилья. Поскольку к празднеству т...
Виды лестниц

Виды лестниц

Лестница, помимо того что она несет определенную функциональную нагрузку, служит очень значимым элементом интерьера. В её внешнем виде и конструктивном решении могут быть соединены самые разные принци...
Познавательное

Как улучшить дизайн с помощью принципа ритма

В хорошем дизайне, как в музыке, должен быть свой ритм. Следуя этому ритму, наш взгляд словно танцу...

Выбираем недорогой хостинг для блога

Если вы собираетесь завести блог, то тут нужен недорогой хостинг с высоким уровнем надежности. Предл...

Выбор сплит-системы

Потребителю давно уже ясно, что на настоящий момент сплит-системы являются наиболее приемлемыми и сп...

Витражи: технологии изготовления и особенности тех

Художественные витражи в современном доме Витражная техника уходит своими корнями еще во времена ран...

Что приготовить в жару? Пять спасительных легких р

Лето — прекрасный повод устроить себе разгрузочные дни. В жару возникает естественная пот...

Бетховен+Джульетта=«Лунная соната», или Как создат

Наверное, почти все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига Ван Бетховена «...

Как разбогатеть студенту

Как стать богатым, когда я стану богатым – спрашивает себя каждый второй студент. Насколько можно ис...

Чем взрослые обижают детей, или Как быть мудрым ро

«Зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жест...

Из практики частного детектива

1. Наружное наблюдение – нужная информация. К частному детективу обратилась Арина Анатольевна, же...

Учебные карты для кабинетов иностранного языка.

     Включение нашей страны в мировое сообщество остро ставит проблему обучения ...



Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и занимательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.