Инновационные подходы в работе с одаренными учащимися

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
-общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
-совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
-талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".
Для себя выделяю 3 основных этапа работы:
1. Выявление одаренных учащихся (диагностика)
2. Поиск сферы творческой деятельности
3. Применение результатов совместного сотрудничества.

1.Выявление одаренных учащихся
Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизованных и валидизированных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Однако особая сложность одаренности как объекта психологической теории и практики заставляет специалистов постоянно подчеркивать, что идентификация (выявление) одаренных детей должна производиться специально подготовленными психологами.
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Я применяю семь диагностических этапов:
-Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;
-Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
-Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
-Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
-Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;-
-Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
-Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

2.Поиск сферы творческой деятельности – этап, включающий в себя нахождение мною наиболее комфортного и приемлемого пути работы индивидуально для каждого ученика.
Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися:
1. Содержание учебной программы должно сосредоточивать в себе тщательно выработанное, комплексное и глубокое изучение основных идей, проблем и тем.
2.Учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.
4.Программа должна способствовать подбору и использованию соответствующих ресурсов для их обучения.
5. Программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию.
6. Программа должна обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, а также природы межличностных отношений, социальных взаимоотношений, значимости охраны и защиты природы, культурных традиций.
7. Оценка учебной программы для одаренных должна вестись в соответствии с уже установленными принципами, должны учитывать более высокий уровень мышления, способность к творчеству и значительное превосходство при выполнении заданий и в результатах деятельности.
Программа, специально разработанная для одаренных учащихся, может быть рассмотрена как качественно новая, отличная от базовой учебной программы, и будет результативна при соответствующей модификации: содержания (уплотнение учебного материала: введение в содержание тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода; использование более сложных концепций и материалов); процесса (групповая работа; ускорение темпа обучения; самоуправление и самообразование) и среды обучения (возможность выбора форм и видов учебной работы; отказ от ограничений во время занятий; развитие творческих способностей; развитие независимого мышления; поощрение исследовательского процесса). В своей работе придерживаюсь следующих стратегий обучения:
1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").
2. Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблем и в исследовательскую работу ("обогащение").
3. Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах ("междисциплинарное обучение").Так,в современном мире невозможно представить себе работу с одаренными детьми, не используя компьютера.
Интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается . Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.
Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.
Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п.
В то же самое время, при разумном и научно-обоснованном подходе к образованию и развитию одаренных детей с использованием Интернета, можно ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся и т.д.
3.Применение результатов совместного сотрудничества
На этом этапе идет оценка результатов деятельности ученика и педагога.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
-получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
-выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
-установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
На данном этапе развития детей – это тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, обязательное участие одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня, участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Также, я считаю, что необходимым обязательное поощрение одаренных детей
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Главным направление развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.
Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность, развернутую на базе школ в Центре комплексного формирования личности РАО (пос.Черноголовка) и в Центре творческого детей и юношества "Зябликово" (Москва). Подобные исследования проводятся и в регионах нашей страны
Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, в частности, в США, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.

18:19 11.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Корпоративная социальная ответственность. Кто в ответе за «внеклассную работу» современных компаний?

Корпоративная социальная ответственность. Кто в отве...

У всех на слуху все чаще и чаще стало появляться понятие корпоративная социальная ответственность (КСО). Этот термин пугает своими размерами, и кажется, что смысловая нагрузка будет во сто крат хуже. ...
Купить косметику: обзор качественных изделий бренда Ultraceuticals

Купить косметику: обзор качественных изделий бренда ...

Любая женщина знает, как трудно разыскать отличные средства для домашнего ухода за кожей. Как правило продемонстрированные в магазинах товары масс-маркета не дают практически никакого результата. Что...
Онлайн-переводчики: что выбрать, чтобы перевести текст?

Онлайн-переводчики: что выбрать, чтобы перевести тек...

Иностранные языки тесно вплетены в нашу повседневную жизнь. Человеку, не владеющему пусть даже основами английского, приходится нелегко. Теперь уже китайский набирает спрос среди русскоговорящего насе...
В филиале ОАО «МРСК Центра» охранные зоны ЛЭП - под особым контролем

В филиале ОАО «МРСК Центра» охранные зоны ЛЭП - под ...

Орловские энергетики МРСК Центра предупреждают: нарушение охранных зон линий электропередачи опасно для жизни и здоровья, строительство и любые другие работы на этой территории без письменного решения...
Выбор покрывал для детских лагерей и домов отдыха

Выбор покрывал для детских лагерей и домов отдыха

Я являюсь директором детского оздоровительного лагеря. Материальная часть нашего лагеря включает более чем 700 кроватей, каждая из которых должна быть полностью укомплектована качественным постельным ...
Современный психолог - психоаналитик в Санкт-Петербурге

Современный психолог - психоаналитик в Санкт-Петербу...

Современный психоаналитик в своей работе опирается на обширнейший опыт, накопленный более чем за сто лет существования психоанализа. И, хотя у  каждого специалиста существуют предпочтения тех или...
Читаемые

Схемы финансового мошенничества

Собственно говоря, глядишь кого и успеет спасти это "предостережение" (хотя, как показывает практика...

NVR-8 LX – новый видеорегистратор от Macroscop

Предприятие Macroscop выпустило новую серию регистраторов на основе операционной системы Linux. Перв...

Почему мужчинам рекомендуется принимать женьшень?

О лечебных характеристиках женьшеня знает каждый. Не зря он зовется корнем жизни. Женьшеню причисляю...

Вкусные рецепты: Рыбные рулетики., Закуска "Э

Рыбные рулетики.Филе "Морского языка"разморозить,отрезать лишний жир,разрезать на полоски(с 1пластин...

Как выбрать тонометр?

Один сатирик думал, что болеет от несчастной любви… Оказалось — гипертония. Извес...

Зачем компании создавать сайт?

Что такое сайт? Зачем нужно его создавать? В чем его польза для компании? Эти вопросы задают себе мн...

Кого называли великой певицей немого кино? Упадшая

В истории искусства еще много неоткрытых страниц. Одна из них — это несбывшееся великое б...

Украшения для формирования женского образа

Стиль и образ настоящей модницы должен быть оригинальным, при этом каждая леди должна тонко чувствов...

«1С Торговля и склад 7» и «1С Управление торговлей

Программа «1С Торговля и склад 7» до сих пор является одной из самых популярных программ для работы ...

Что приготовить из кабачков?

Кабачки имеют отличные вкусовые качества, прекрасно подходят для детского и диетического питания и п...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и занимательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.