Инновационные подходы в работе с одаренными учащимися

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
-общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
-совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
-талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".
Для себя выделяю 3 основных этапа работы:
1. Выявление одаренных учащихся (диагностика)
2. Поиск сферы творческой деятельности
3. Применение результатов совместного сотрудничества.

1.Выявление одаренных учащихся
Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизованных и валидизированных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Однако особая сложность одаренности как объекта психологической теории и практики заставляет специалистов постоянно подчеркивать, что идентификация (выявление) одаренных детей должна производиться специально подготовленными психологами.
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Я применяю семь диагностических этапов:
-Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;
-Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
-Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
-Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
-Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;-
-Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
-Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

2.Поиск сферы творческой деятельности – этап, включающий в себя нахождение мною наиболее комфортного и приемлемого пути работы индивидуально для каждого ученика.
Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися:
1. Содержание учебной программы должно сосредоточивать в себе тщательно выработанное, комплексное и глубокое изучение основных идей, проблем и тем.
2.Учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.
4.Программа должна способствовать подбору и использованию соответствующих ресурсов для их обучения.
5. Программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию.
6. Программа должна обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, а также природы межличностных отношений, социальных взаимоотношений, значимости охраны и защиты природы, культурных традиций.
7. Оценка учебной программы для одаренных должна вестись в соответствии с уже установленными принципами, должны учитывать более высокий уровень мышления, способность к творчеству и значительное превосходство при выполнении заданий и в результатах деятельности.
Программа, специально разработанная для одаренных учащихся, может быть рассмотрена как качественно новая, отличная от базовой учебной программы, и будет результативна при соответствующей модификации: содержания (уплотнение учебного материала: введение в содержание тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода; использование более сложных концепций и материалов); процесса (групповая работа; ускорение темпа обучения; самоуправление и самообразование) и среды обучения (возможность выбора форм и видов учебной работы; отказ от ограничений во время занятий; развитие творческих способностей; развитие независимого мышления; поощрение исследовательского процесса). В своей работе придерживаюсь следующих стратегий обучения:
1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").
2. Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблем и в исследовательскую работу ("обогащение").
3. Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах ("междисциплинарное обучение").Так,в современном мире невозможно представить себе работу с одаренными детьми, не используя компьютера.
Интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается . Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.
Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.
Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п.
В то же самое время, при разумном и научно-обоснованном подходе к образованию и развитию одаренных детей с использованием Интернета, можно ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся и т.д.
3.Применение результатов совместного сотрудничества
На этом этапе идет оценка результатов деятельности ученика и педагога.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
-получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
-выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
-установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
На данном этапе развития детей – это тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, обязательное участие одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня, участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Также, я считаю, что необходимым обязательное поощрение одаренных детей
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Главным направление развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.
Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность, развернутую на базе школ в Центре комплексного формирования личности РАО (пос.Черноголовка) и в Центре творческого детей и юношества "Зябликово" (Москва). Подобные исследования проводятся и в регионах нашей страны
Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, в частности, в США, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 18:19 11.06.2019 Trenddaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Линейная арматура: главные виды и требования к работе.

Линейная арматура: главные виды и требования ...


Линейная арматура эксплуатируется для сцепления изоляторов, подвесок гирлянд и проводов в воздушных линиях электропередач. Она также предохраняет данные изделия от влияния вибраций и дождя, скачков на...


Надежность гидравлических тележек

Надежность гидравлических тележек


Гидравлическая тележка – специализированное складское оборудование, используемое для перевозки грузов. В отдельных случаях некоторые модели могут использоваться в качестве погрузчиков. Гидравлическая ...


Шторы - вещь, которая делает наш дом уютнее

Шторы - вещь, которая делает наш дом уютнее


Очень важно подобрать ткань для штор. Ведь пошив штор одинакового дизайна из разных материалов имеет свои особенности, и выглядеть такие шторы будут по-разному. Шторы, индивидуально пошитые для того и...


Вкусные рецепты: Рулет из сыра "Зимние самоцветы", Салат Хе и баклажаны от корё-сарам., Булочки с брынзой

Вкусные рецепты: Рулет из сыра "Зимние с...


Рулет из сыра "Зимние самоцветы"Сладкий перец нарезаем небольшими кусочками,куриное филе нарезаем брусочками и перемешиваем с творогом и перцем.К той массе добавляем мелко нарезанную зелень, соевый со...


Вкусные рецепты: Заливное от лентяйки, Салат с брынзой „Uno momento“., Салат "Воздушный"

Вкусные рецепты: Заливное от лентяйки, Салат ...


Заливное от лентяйкиПомыть спинки и снять кожу. Залить 4-мя литрами воды, посолить, добавить 5-6 шт черного перца горошком, 2 очищенные луковички, дать закипеть, снять пенку и поставить огонь на миним...


Как улучшить дизайн с помощью принципа ритма

Как улучшить дизайн с помощью принципа ритма


В хорошем дизайне, как в музыке, должен быть свой ритм. Следуя этому ритму, наш взгляд словно танцует по поверхности страницы от картинки к тексту, а перейдя на новую страницу, моментально находит ло...


Самое интересное

Продажа земельных участков в Московской области и

Продажа земельных участков в Московской области и влияние кризисаЭто резюме, мысли в слух, как мы с вами будем покупать недвижимость, как нам инвестировать свои сбережение. Вспомним Буратино и Поле Чу...

Как ухаживать за своим лицом, или Побалуем себя, л

Если кожа у Вас нежная, гладкая, розовая и упругая, если на ней никогда не бывает прыщей, то Вам очень повезло! Это значит, что Вам лучше не портить кожу обилием косметики. Помните — модели...

А нужен ли ремонт?

Долгая работа стиральной машинки зависит не только от ее модели и изготовителя. СМА, как и остальная бытовая техника, требует заботы и ухода. Если же стиральная машинка без устали работает, но при это...

Доза-Агро: сельскохозяйственное страхование - необ

В настоящее время весьма актуальной является услуга сельскохозяйственного страхования. Она стала настолько популярной в связи с тем, что фермерские и крестьянские хозяйства не готовы нести убытки по р...

Обручальное кольцо. Почему его называют главным си

Весна — пора расцвета, цветения и, конечно, любви. Какая девушка не мечтает выйти замуж именно в это время? Яркая сочная зелень, ласковое, еще не палящее солнце, высокое теплое небо…...

Радиаторы секционные: соврменное отопительное обор

Для создания оптимального микроклимата сегодня служит большое количество современных устройств. Радиаторы секционные способны принести в любой дом уют и тепло, и создать идеальную атмосферу для жизнед...

Как хозяйке обхитрить кризис? Хитрим с аспирином

Вы не задумывались, почему так много песен на Руси сложено про ивушку? Не менее чтимо это дерево и в фольклоре западно-европейских стран и обеих Америк. Согласитесь, сердце как-то по-особому нежно сту...

Копирайтинг – дорога к творческому и финансовому б

Суровая реальность навязывает свои правила. Онлайн-бизнес наращивает обороты, все большее количество людей предпочитает самостоятельный, свободный поиск работы в виртуальном пространстве традиционном...

Библиотека Ивана Грозного. Историческая реальность

Поиски знаменитой библиотеки Ивана Грозного ведутся уже несколько столетий, но к разгадке многовековой тайны исследователи так и не приблизились. За это время неоднократно высказывались сомнения в сам...

Кто сказал, что копирайтинг – это несерьёзно?

Многие люди в современном мире с опаской и недоверием относятся к новшествам и кардинальным изменениям. В частности, это касается «сомнительных» профессий и работ. Рассказы о фрилансе, коп...

Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и занимательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.